Как работают подушки безопасности

Как работают подушки безопасности

Мы привыкли считать надувные подушки мерилом безопасности и технологичности автомобиля, выраженным конкретными цифрами. Две подушки — маловато, четыре, шесть — уже неплохо. Хотя сами не всегда понимаем, как, собственно, устроена подушка и от чего она может защитить.

Одна подушка, две, шесть, девять, фронтальные, боковые, коленные, подушки-шторки… В современном автомобиле они уже норма. Они просто есть, а как работают — лучше не узнавать на личном опыте. На то есть опыт чужой.

Я сам, имея за плечами 22 года водительского стажа, ни разу не переживал этого всезаполняющего момента, зато не раз слышал рассказы водителей и пассажиров, «переживших» неприятное событие. Раз за разом смотрел на экране ролики краш-тестов, где хорошо видно срабатывание подушек, рассматривал покореженные автомобили, снятые с эвакуаторов со сдувшимися подушками и разорванными панелями, но сильнее всего меня впечатлил визит в испытательный центр Renault в Ларди на самый настоящий краш-тест. В тишине ожидания откуда-то нарастает звук. Автомобиль-жертва беспомощно замер на уготованном месте. В открытый проем ангара стрелой влетает тележка. Звучит неожиданно громкий, просто оглушительный звук удара металла о металл, который вобрал в себя децибелы взрывов четырех подушек безопасности. Общий «бабах» под куполом ангара был настолько сильным, что буквально ошеломил нас, группу приглашенных зрителей, сидящих на специальной трибунке за защитным стеклом. Я смотрел как завороженный на отлетевший после бокового удара автомобиль: салон изуродованной машины был полон белого дыма.

Да, подумалось мне, несладко чувствовали бы себя даже бывалые водители, не говоря уже о женщинах и детях. Ошарашенные от удара и звука, схваченные в «плен» затянувшимися ремнями, первое, что они с ужасом видят, так это то, что салон их авто заполнен едким дымом. Горим!!! Паника, ничего не видно, оглушенный мозг ничего не соображает…

Как работают подушки безопасности

Шокированные, притянутые ремнями пассажиры видят едкий дым от пиропатронов

А вот без паники! Теперь вы в курсе: так и должно быть. Это сработали пиропатроны преднатяжителей ремней и подушек — отсюда и дым. Так что спокойно отстегиваемся и выбираемся: уже легче, подушка почти сдулась, дым развеялся через разбитые окна.

Первые надувные подушки появились на серийных машинах четыре десятка лет назад, но тогда ими оснащались единичные модели марок-первопроходцев: сначала у американских General Motors и Ford, а в 1980-м водительский эйрбэг установили на Mercedes-Benz W126. Конструкция еще не устоялась, проблем, связанных с внедрением, было много. К середине 1990-х парк автомобилей, оборудованных эйрбэгами, все еще оставался меньшинством даже у лидеров мировой автоиндустрии. Но прошло десять лет, и теперь подушками безопасности оснащены и Bentley, и Lada.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Розумні окуляри змінять автопром

Итак, возьмем автомобиль марки N. Две фронтальные плюс две передние боковые подушки безопасности. Водитель едет один, скорость около 80 км/ч. Води­телю подушка нужнее всего. Он на переднем крае, перед ним рулевая колонка и рулевое колесо. Занос — автомобиль вылетает на встречную полосу, по кото­рой летит навстречу другое авто. Водитель упирается двумя руками в обод рулевого колеса и тормозит. Встречное авто тоже экстренно снижает скорость, но столкновение неизбежно. Фары встречного автомобиля заливают салон белым светом, водитель моргает (на это ушло целых 300 миллисекунд)… удар! Пошел отсчет миллисекунд от начала удара до раскрытия купола подушки. Датчики фронтального удара спрятаны в передней части автомобиля. Они распознают начало столкновения по нескольким критериям. Скорость автомобиля, направление удара и, главное, скорость смещения собственно датчика. Она намного превосходит смещение при разгонах и торможениях. Тело водителя еще не начало смещаться, а уже ушел электрический сигнал на активацию преднатяжителя ремня безопасности водителя. Другой сигнал поступил в блок управления, был обработан и «улетел» на модуль подушки безопасности.

Модуль — это газогенератор и свернутая оболочка подушки. Модуль фронтальной подушки размещается в центральной части рулевого колеса. Газогенератор состоит из пиропатрона и твердого газообразующего топлива (азид натрия и вещества, нейтрализующие токсичные образования). Взрывается пиропатрон (шумность которого инженеры стараются уменьшить, чтобы спасти уши пассажиров), топливо выделяет газ, который наполняет оболочку — последняя, надуваясь со скоростью 200–300 км/ч, прорывает через специальные швы обшивку рулевого колеса и образует шарообразный купол перед верхней частью тела водителя. На все про все потрачено 30 миллисекунд — в десять раз быстрее, чем моргнул водитель. Голова водителя и тело едва начали смещение по направлению к подушке. Так что наш водитель, который благоразумно находился не менее чем в 25 см от рулевого колеса и держал руки по краям оного, аккуратненько приземлился лицом в подушку. Автомобили замерли. Подушка, выполнившая свое дело, начала сдуваться. Все живы.

Как работают подушки безопасности

И подушки, и другие системы безопасности настроены так, чтобы спасать пристегнутых и правильно сидящих. для остальных — как повезет

Разберем еще кое-какие аспекты. Сигнал об активации преднатяжителя ремня поступил вовремя. Пиропатрон сработал, ремень подтянулся, чтобы тело водителя не смогло разогнаться или слететь под ремень, пока сработал бы обычный инерционный тормоз катушки ремня. Датчик присутствия переднего пассажира позволил блоку управления не задействовать фронтальную подушку безопасности отсутствующего переднего пассажира. Датчики боковых подушек, встроенных в спинки передних сидений, не классифицировали этот удар как боковой и также остались неактивированными. Задних боковых и подушек-шторок в воображаемой машине N нет, коленной подушки тоже. Пиропатрона на отключение аккумуляторной батареи здесь тоже нет. Итог: восстановительные работы, в том числе замена модуля подушки (в сборе с рулевым колесом) и модуля преднатяжителя ремня — это весьма серьезные суммы, но ведь только что эйрбэг спас чью-то жизнь?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Розумні окуляри змінять автопром

Кстати, подушки могут быть самыми разными. Адаптивными (в зависимости от силы удара подушка может раскрываться с разной степенью), двухступенчатыми или одноступенчатыми, с обычным газогенератором или с гибридным, отличаться может объем подушек, материал, так что стоимость их может варьироваться весьма существенно.

Подушки увеличивают стоимость автомобиля и могут причинить травму, если не соблюдены условия для корректной работы, но несомненно доказали свою пользу. Статистика и исследования подтверждают: в большинстве случаев надувные подушки, действуя комплексно с ремнями безопасности, значительно уменьшают степень травм при серьезных ДТП.